Ярочкина Галина Владимировна
Кандидат педагогических наук, зав. кафедрой «Менеджмент в образовании», член – корреспондент Академии профессионального образования
Образование
Московский авиационный институт;
Аспирантура НИИ РПО по специальности 13.00.01 – общая педагогика, профессор.
Профессиональные компетенции
Разработка методического обеспечения курсов повышения квалификации.
Научное сопровождение деятельности федеральных экспериментальных площадок.
Научное сопровождение и кураторство научных проектов.
Профессиональный опыт
2010 г. по настоящее время — зав. кафедрой «Менеджмент в образовании» ФГАУ «ФИРО».
2005-2010 — зам. руководителя Учебного центра ФИРО.
2000-2005 — проректор по научно – методической работе НОУ ВПО «Институт социального и образовательного менеджмента».
1996-2000 — зам директора по учебно – методической работе Московского политехнического колледжа.
Преподавательская деятельность в системе повышения квалификации.
Научные публикации
Более 50 статей, методических пособий и аналитических обзоров по проблемам педагогике, методике преподавания и др. актуальным вопросам повышения квалификации работников системы профессионального образования в научных отчетах и журналах.
Профессиональные достижения
Научное руководство федеральными экспериментальными площадками (НПО-СПО).
Разработка учебников и учебных пособий для системы НПО-СПО (по дисциплинам общетехнического профиля), в качестве федерального комплекта учебников.
Разработка персонифицированных программ повышения квалификации и переподготовки для работников системы НПО-СПО.
Разработка программ аттестации преподавателей для ОАО Газпром.
Разработка учебных планов и программ для профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих на модульно – компетентностной основе для ОАО Газпром.
Победитель конкурса «Учитель года–92» г. Москва. Отличник профессионального образования. Лауреат четвертой международной выставки «Школа-2000». Победитель Всероссийского конкурса учебно-методической продукции в системе начального профессионального образования (2001 г.). Победитель всероссийского смотра-конкурса на лучшие ТСО и учебно-методические материалы для системы непрерывного фирменного образования персонала ОАО «Газпром» 2011 г. Член жюри конкурса «Мастер года» Москва 2012 г.
Батрова Ольга Фридриховна
Ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (ФИРО), к.п.н.
Образование
Московский областной государственный институт физической культуры, тренер-преподаватель по фигурному катанию на коньках (1987 г.), преподаватель-исследователь (1992 г.)
Профессиональные компетенции
Преподавание и проведение тренингов, консультирование, научные исследования, разработка методических и нормативных материалов в области образования.
Профессиональный опыт
Преподаватель вуза, научный сотрудник, педагог-психолог, эксперт, консультант в области образования, в том числе:
проведение занятий по курсу педагогики, педагогики и психологии, спецкурсов по выбору;
организация и проведение курсов повышения квалификации, тренингов, научно-практических и учебных семинаров по заказу образовательных учреждений и региональных органов управления образованием (тематика: проблемы и перспективы развития профессионального образования; компетентностный подход в образовании; концепция и методика разработки ФГОС НПО и СПО нового поколения, научно-методическое и организационно-педагогическое обеспечения перехода к деятельности в условиях введения ФГОС нового поколения, формирование региональных программ развития профессионального образования и программ развития образовательных учреждений и др.);
выполнение и руководство НИР и НИОКР в рамках Федеральной целевой программы развития образования и других целевых программ по проблемам модернизации профессионального образования, разработки целей, содержания, оценки качества общего и профессионального образования, индивидуальных достижений обучающихся, взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования и работодателей, управления качеством общего и профессионального образования на региональном, территориальном и локальном уровнях управления, развития непрерывного педагогического образования;
участие в разработке методологических основ и методики формирования Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и образовательных программ среднего и начального профессионального образования, средств контроля и оценки результатов освоения профессиональных образовательных программ, оценки и сертификации квалификаций;
научные руководство экспериментальными площадками;
экспертиза заявок и реализации проектов в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (2007-08 гг.), Мегапроекта «Развитие образования в России» (2001-2003 гг.), экспертиза ФГОС ВПО, СПО и НПО (2008-09 гг.), примерных программ профессионального образования (2010-11гг.), региональных программ развития профессионального образования (2011 г.) и др.
Публикации
Региональная программа развития профессионального образования: риски и условия успешной реализации // Профессиональное образование в республике Башкортостан: стратегия инновационного развития. — Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ. — 2011. — С. 4-8
Компетентностный подход в профессиональном образовании.- М.: Издательство ООО «МЭЙЛЕР», 2010.- 228 с. (в соавт. с В.И. Блиновым, И.С. Сергеевым и др.)
О новых образовательных стандартах и программах // Горизонты современного образования, № 9 (24), 2009.- С. 2.
Система государственно-общественного оценивания деятельности образовательных учреждений как составляющая управления качеством образования // Управление школой, №18 (501), 16-30 сентября 2009.- С. 30-36.
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / О.Ф. Батрова, В.И. Блинов, И.А. Волошина [и др.].- М.: Федеральный институт развития образования, 2009. — 14 с.
Рычаг инновационного развития образования. Ищем точку опоры // Лицейское и гимназическое образование, № 5. 2008.- С.6-11.
Перспективы внедрения компетентностного подхода в отечественную систему педагогического образования «Преподаватель XXI век». М., № 1, 2007. — С. 3-8.
Управление качеством образования в общеобразовательных учреждениях на основе результатов независимого оценивания учащихся 9-х и 11-х классов. Часть 2. «Учебно-методические материалы для повышения квалификации руководителей и специалистов общеобразовательных учреждений». — М.: Аспект-пресс, 2007.- 152 с. (в соавт. Боченков С.А. и др.).
Разработка Национальной рамки квалификаций Российской Федерации (НРК РФ), сопряженной с Европейской системой квалификаций. – М., 2007. – 56 с. (в соавт. Блинов В.И., Сазонов Б.А., Есенина Е.Ю. и др.).
Кадровое обеспечение основного общего образования в условиях реструктуризации базисного учебного плана. — М.: «Центр поддержки социальных инициатив в образовании», 2005.- 109с. (в соавторстве с В.И. Блиновым).
Программы
Разработка, экспертиза и реализация модульных программ основного и дополнительного профессионального образования (72 часа) – для руководителей и специалистов органов управления образованием, руководителей, методистов, педагогов, мастеров производственного обучения ОУ основного и дополнительного профессионального образования.
Мелихеда Янина Ивановна
Образование
физико-математический факультет ДПИ (Латвийская Республика), кандидат педагогических наук (НИИВО г. Москва).
Профессиональные компетенции
опыт организационно-управленческой работы в системе образования;
опыт аналитической, исследовательской, проектной и маркетинговой работы в области образования;
опыт педагогической работы: чтение курсов по нормативно-методическому сопровождению разработки ФГОС НПО и СПО, по оценке качества профессионального образования и т. д.;
разработка образовательных программ;
преподавание и проведение тренингов;
консультирование;
опыт успешной деятельности в области руководства учебным процессом, внедрения новых технологий обучения и управления педагогическим коллективом;
опыт организации и проведения научно-практических конференций и семинаров по проблемам непрерывного дополнительного образования, как в нашей стране, так и за рубежом.
Профессиональный опыт
С 2009 г. по настоящее время — ведущий научный сотрудник ФГАУ «ФИРО».
С 2006-2008 г главный научный сотрудник ФГАУ «ФИРО».
Эксперт ФГАУ «ФИРО» по разработке и экспертизе примерных ОПОП НПО и СПО;
С 2002-2009 г. доцент кафедры естественнонаучных дисциплин ГОУ МГПУ.
С 2000 по 2002 год — проректор по науке государственного учреждения «Институт непрерывного дополнительного образования» Министерства образования РФ.
С 1996 по 2000 годы работала заведующей отделением по работе с иностранными учащимися в ЕАТК ГА.
Публикации
серия публикаций по управлению образованием, педагогике, математике, 25 научных статей.
Дудырев Федор Фелексович
Образование
Челябинский государственный педагогический университет, 1989 История и педагогика; кандидат исторических наук.
Профессиональные компетенции
опыт организационно-управленческой работы в системе образования;
опыт аналитической, исследовательской, проектной и консалтинговой работы в области образования и права;
опыт педагогической работы: чтение курсов по нормативно-методическому сопровождению разработки ФГОС НПО и СПО, по оценке качества профессионального образования, историографии, источниковедению, истории отечественного государства и права, уголовному праву.
Профессиональный опыт
17.07.2006 – настоящее время заместитель руководителя Центра профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования»;
14.02.2005- 02.06.2006 — заместитель директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ;
01.07.2003-14.02.2005 Ректор, Тольяттинская академия управления;
01.09.2002-01.07.2003 Проректор по учебной работе, Тольяттинская академия управления;
01.09.2001-01.09.2002 Заведующий кафедрой права Тольяттинской академии управления;
01.09.1999 –31.08. 2001 Декан юридического факультета, Международная ака-демия бизнеса и банковского дела, г.Тольятти;
01.09.1992 –31.08. 1999 Аспирант, ассистент, старший преподаватель кафедры отечественной истории, Челябинский государственный педагогический университет;
Участие в программе «Российско-Американский форум экспертов»;
3-месячная стажировка в State Higher Education Executive Officers (Bolder, Colorado).
Публикации
серия публикаций по управлению образованием, педагогике, истории, истории оте-чественного государства и права, уголовному праву: 3 монографии и 40 научных статей.
Программы преподавателя
Оценка качества образования в учреждениях НПО-СПО в соответствии с ФГОС нового поколения;
Разработка и экспертиза примерной основной профессиональной образователь-ной программы НПО/СПО;
Компетентностный подход в высшем юридическом образовании;
Разработка фондов оценочных средств, обеспечивающих оценку индивидуаль-ных достижений студентов.
Факторович Алла Аркадьевна
Кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО»
Профессиональные компетенции:
— преподавание по программам высшего и дополнительного профессионального образования;
- разработка программ, учебно-методических комплексов, контрольно-оценочных средств и др. методических материалов, обеспечивающих образовательный процесс;
- руководство учебной и научно-исследовательской деятельностью;
- организация научных конференций, семинаров;
- выполнение научно-педагогических исследований и проектов.
Профессиональный опыт:
— методическое сопровождение разработки ФГОС нового поколения, примерных и основных образовательных программ, основных образовательных программ образовательных учреждений в соответствии с ФГОС нового поколения;
- координация общественной экспертизы проектов ФГОС нового поколения;
- разработка методологии управления качеством образования в современном вузе;
- участие в разработке концептуальных подходов к оцениванию качества освоения компетентностных профессиональных образовательных программ;
- участие в разработке концепции прикладного бакалавриата;
- выполнение проектов ФЦПРО.
Публикации
Факторович А.А. Субъектно-педагогический подход к организации внутривузовской системы управления качеством образования. – Калуга: Издательство Калужского государственного педагогического университета, 2008. – 172 с. (10 п.л.).
Факторович А.А. Управление качеством образования в вузе в условиях внедрения новой системы оплаты труда. — Калуга: Издательство Калужского государственного педагогического университета, 2009. – 73 с. (4,5 п.л.).
Факторович А.А. Управление качеством педагогической деятельности преподавателя вуза в современных условиях. Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. – М: Издательство Федерального института развития образования, 2010. — 72с. (4,5 п.л.).
Факторович А.А. Современные педагогические технологии в гуманитарном образовании (учебно-методическое пособие по спецкурсу для студентов гуманитарных факультетов педагогических вузов). – М: Янус, 2010. – 112 с. (7,5 п.л.).
Факторович А.А. Теория и практика управления качеством образования в современном вузе. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета. – 2011. – 245 с. (13,2 п.л.)
Факторович АА. Ценностно-мотивационное управление качеством образования в вузе. Методология и технология. — Saarbrcken Germany: LAMBERT ic Publishing GmbH & Co. KG Dudweiler Landstr., 2012. – 330 с. (18 п.л.).
Программы преподавателя:
1. Концептуальные основы разработки и методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО, СПО нового поколения.
2. Разработка и экспертиза основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО.
3. Контрольно-оценочные средства, ориентированные на проверку сформированных компетенций.
4. Построение внутривузовской системы управления качеством образования.
5. Независимая система оценки качества профессионального образования.
6. Содержание, процедуры, методы оценки качества подготовки специалистов в российской и зарубежной практике профессионального образования.
Резапкина Галина Владимировна
Филолог, преподаватель (историко-филологический факультет Горьковского государственного университета, 1984).
ВИПК Минтруда РСФСР, 1991.
Практический психолог (факультет практической психологии Орехово-Зуевского педагогического института, 1994).
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Министерства образования РФ, 1998.
Институт психологии Российской академии наук, 2000.
Всероссийский научно-практический центр профориентации и психологической поддержки населения, 2003.
Межотраслевой региональный центр повышения квалификации специалистов, 2005.
Опыт работы
В настоящее время — старший научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления Министерства образования Московской области, старший научный сотрудник Центра развития психологической службы образования Федерального института развития образования, преподаватель Московского института открытого обучения.
С 1984 г. по настоящее время — преподавательская работа в школах и высших учебных заведениях Москвы и Московской области (Институт практической психологии личности МГУ, Московский институт открытого обучения, Педагогический университет «Первое сентября», Академия социального управления).
С 1994 г. по настоящее время — литературно-публицистическая работа.
С 1991 по 2004 г. — работа в Московском областном центре профориентации и психологической поддержки Минтруда РФ, последние пять лет в должности директора.
Сфера интересов
Психологическое консультирование по вопросам выбора профессии и планированию карьеры, оценка профессиональной компетенции.
Разработка и внедрение новых технологий профдиагностики и профотбора.
Научно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Обучение специалистов образовательных учреждений технологии профориентационной работы с учащимися.
Литературная работа, журналистика.
Публикации
Автор пятнадцати книг и более ста научных и научно-публицистических статей по вопросам обучения и воспитания детей и подростков.психологии труда, профориентации и профотбору. Среди них «Школа и производство», «Служба кадров», «Первое сентября», «Школьный психолог», «Преподаватель», «Директор школы», «Практика административной работы в школе» и др.).
Автор учебно-методических пособий «Психологический портрет учителя» (1999), «Я и моя профессия» (2000), «Секреты выбора профессии» (2002), «Искусственный отбор» (2004), «Компас в мире профессий» (2004), «Отбор в профильные классы» (2005), «Путеводитель выпускника» (2005), «Психология и выбор профессии» (2005), «Время выбирать профессию» (2009), подготовлен цикл телепередач для молодежи «Дороги, которые мы выбираем» (БалТВ, 2006), «Скорая помощь в выборе профессии» (2009), учебно-методический комплект «Беседы о самоопределении» (2011).
Профессиональные достижения
Авторский тренинг «Необитаемый остров» (1997).
Программа «Я и моя профессия» (1998).
«Психологический портрет учителя» (1998).
Программа «Имидж как средство самообороны» (1999).
Оригинальная методика «Матрица выбора профессии» (2001).
Технология профориентационной работы «Скорая помощь в выборе профессии» (2002).
Технология комплектования профильных классов (2005).
Программа предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» (2006).
Учебно-методическое пособие «Отбор в профильные классы» (2007).
Разработка и сопровождение сайта «Методической кабинет профориентации Галины Резапкиной http://metodkabi.net.ru (2007).
Система классных часов «Уроки самоопределения» (2008).
Технология экспресс-диагностики профессиональных интересов и склонностей учащихся 8-9 классов и компьютерная программа «Светофор» (2008).
Электронный учебник для учащихся 8-9 классов «Профессия и карьера» (2008).
Тренинг профессионального развития учителя (2010). Методика «Характер и профессия» (2010).
Участник многих региональных и федеральных проектов, среди которых «Введение профильного обучения в старшей школе, обеспечивающего возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана» Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. (2008).
«Организационно-методическое сопровождение внедрения профильного образования старших школьников» Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. (2009).
Зачесова Елена Васильевна
Образование
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, биологический факультет (1986 г.)
Профессиональные компетенции
разработка нормативных актов, регулирующих образовательный процесс;
разработка образовательных программ;
преподавание и проведение тренингов;
консультирование.
Профессиональный опыт
член авторского коллектива по разработке ФГОС НПО и СПО;
эксперт ФИРО по разработке и экспертизе примерных ОПОП НПО и СПО;
консультант экспериментальных площадок (в составе ОУ среднего общего образования, начального и среднего профессионального образования);
преподаватель и методист кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования;
модератор форума «Профессиональное образование» Всероссийского Интернет-педсовета (ПЕДСОВЕТ.орг).
Публикации
Профессиональное образование: Спецпроект: Цикл статей. // Рубрика «Методическая кухня» – Учительская газета. – 2012 г. Электронная копия на сайте Учительской газеты – http://www.ug.ru/method_category/78/.
Педагогические технологии. Заочные курсы повышения квалификации: Цикл статей. // Рубрика «Методическая кухня» – Учительская газета. – 2006 г. Электронная копия на сайте Учительской газеты – http://www.ug.ru/method_category/75.
Публикации в Электронном альманахе «Вопросы информатизации образования» http://www.npstoik.ru/vio/: Зачесова Е. В. Вопросы введения нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования // №14, Чему и как учить в XXI в.? 15 января 2010 года.
Зачесова Е.В., Родионова О.А. Опыт включения ООТ в структуру повышения квалификации педагогических кадров: Совместный проект «Учительской газеты и каф. ООТ МИОО – М.: МИОО, 2007. – 160 с.
Зачесова Е.В., Сергеев И.С. Педагогическая лоция. Метод проектов в учебном заведении. // Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование» – М.: ЛГО, 2007. – 96 стр.
Программы преподавателя
1. Модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании, реализованный в ФГОС.
2. Документация ОУ при реализации ОПОП НПО и ОПОП СПО на основе ФГОС .
21.02.2012 г. — конференция «Третьи Сабуровские Чтения»
21. 02.2012 г. в ФГАУ ФИРО прошла конференция «Третьи Сабуровские Чтения». Свое вступительное слово директор института Александр Григорьевич Асмолов начал с упоминания эпизода фильма «Обыкновенное чудо», когда главный герой, которого играл Абдулов, узнав о том, что он может превратиться в медведя, начинает убегать от принцессы, боясь поцеловать девушку. Вспоминая этот эпизод, Александр Григорьевич сказал, что, зная Евгения Сабурова, уверен, что «в кого-бы тот не превращался, он всегда был готов и поцеловать девушку, и поднять совершенно новые пласты экономики, и бросить такой вызов в поэзии, от которого просто закачаешься».
Именно поэтому, сказал директор института, сегодняшние Чтения называются – «Оптика инноваций», их цель – «помочь нам понять» логику развития и движения инноваций в сфере образования.
В выступлении «Наука и практика развития современного образования: кто кого?» Первый заместитель руководителя Департамента образования Москвы Вениамин Шаевич Каганов отметил, что «мы постоянно оказываемся в ситуации, когда вынуждены принимать управленческие решения в условиях неопределенности и в отсутствии достаточной проработанности с научно-методической точки зрения.» Без реализации последнего условия нельзя однозначно отвечать на те вопросы, которые стоят сегодня перед образованием, к примеру, информационные технологии обучения в детском саду – это благо, или лучше не торопиться?, или, какие кадры нужны будут в начальном и среднем профессиональном образовании через 10 лет?
По мнению докладчика, практика и наука должны быть сегодня если «не вместе, то рядом», поэтому схемы партнерства между практикой и наукой по тем вопросам, которые ставит сегодня перед образованием жизнь, надо находить очень быстро.
В выступлении «Деятельностный подход в психолого-педагогическом образовании» ректор Московского городского психолого-педагогического университета Виталий Владимирович Рубцов обратил внимание присутствующих на отличительные особенности нового образовательного Стандарта.
Так, согласно требованиям нового Стандарта в начальной школе детям необходимо передавать не образцы знаний, а образцы деятельностей. Это значит, что человек, который пришел в образовательную ситуацию, не может показать и сказать, как нужно что-то делать, «он должен вместе со своим учеником что-то такое сделать, чтобы у последнего возникла компетенция, с помощью которой он сможет потом преобразовывать то, что называется задачей»
Далее докладчик заметил, что если мы возьмем Стандарт нового начального образования, мы увидим, что умение выстраивать деятельность является основной компетенцией современного учителя. И у детей, отметил В.В.Рубцов, надо создавать эти компетенции, делая это посредством совместной деятельности.
В этой образовательной ситуации, по мнению докладчика, без понимания и взаимопонимания, без общения с учеником, «ты не можешь передать образец деятельности». То есть ситуация учения-обучения принципиально меняет свое значение: Стандарт начального общего образования в значительной степени ориентирован на систему деятельностей.
Далее В.В. Рубцов отметил, что у ученика должны быть сформированы метапредметные компетенции или личностный образовательный результат. В связи с этим докладчик поставил такой вопрос – что происходит с современным учителем? «Мы вынуждены признать, — сказал он, — что учитель, который у нас был и даже есть, не может придти в образовательную ситуацию и начинать работать с детьми так, чтобы передать им образцы деятельностей. Почему? А потому, что он не владеет системой общения с ребенком, он не владеет системой понимания и взаимопонимания и он не может поставить ребенка в такую ситуацию, чтобы он сам, а не взрослый за него, сумел оценить основания своих действий».
С этой точки зрения, докладчик заметил, что нужен принципиально другой учитель, педагог, не тот, который требует исполнения, а тот, который действует вместе с детьми и сможет организовать с ними совместную деятельность.
Далее докладчик констатировал, что нельзя лекционным способом готовить такого педагога, сама система профессиональных деятельностей должна быть сутью образовательного процесса. К примеру, в московском городском психолого-педагогическом университете студенты с 3-го курса проходят практическую подготовку в образовательном учреждении, которое работает по типу мастерской – преподаватели, которые владеют профессиональным опытом, передают его будущим учителям.
Еще одна проблема, на которую обратил внимание докладчик – необходимость разной системы образования для детей с ограниченными возможностями, одаренного ребенка, ребенка с умственной отсталостью, для ребенка, который проявляет различные формы дезадаптивного поведения.
В своем выступлении Вице-президент Российской академии образования Виктор Александрович Болотова «Е.Ф. Сабуров и реформы образования» осветил идеи реформирования образования, высказанные и сформулированные Е.Ф. Сабуровым. Докладчик подчеркнул, что именно Сабуров впервые ввел понятие «внесистемное образование», отметив при этом, что «пока у нас нет внесистемных сетей, которые работают на образование». По мнению Болотова, необходима подготовка педагогов новой генерации с использованием сетевых ресурсов, о которых много лет назад говорил Сабуров.
Далее, докладчик сказал, что идея фильтров в образовании, связанных с неодинаковостью детей, также много лет назад была высказана Сабуровым. В связи с этим Болотов поставил вопрос: стоит ли вообще решать проблему единого образовательного Стандарта?
В заключении своего выступления В.А.Болотов предложил подумать о выпуске книги «Дидактика Сабурова», заметив, что самое главное для Сабурова было «выигрывать не только за счет других, но и вместе с другими», предложив подумать и над изданием текста, отражающего эту позицию ученого.
В выступлении директора департамента образовательных программ Фонда инфраструктурных и образовательных программ ОАО «РОСНАНО» Елены Николаевны Соболевой «Новый подход в организации образовательных ресурсов для обеспечения прямых запросов рынка труда в кадровом сопровождении быстро развивающихся наукоемких производств» было отмечено, что Е.Ф.Сабуров относился к редчайшему типу людей, которые опережали свое время, и именно его идеи дали толчок многим сегодняшним инновациям в образовании.
Говоря об этом, Е.Н. Соболева коснулась вопроса о вузовском и послевузовском образовании, где востребована идея Сабурова – образовательные ресурсы и программы необходимо планировать не с начала, а с конца, с образовательного результата. «Это оказывается самым сложным – сформулировать запрос, чтобы не писать, какие темы курса должен изучать тот или иной человек, что привычно и понятно для образования студента, а говорить языком рынка труда – какие трудовые ресурсы должен пополнять человек в такой-то период времени у такого оборудования». Говоря иначе, отметил докладчик, надо четко формулировать – какие компетенции должны быть у человека сформированы и каким способом.
Далее, докладчик заметила, что «нас не устраивает Новый Стандарт высшего образования – это не то, что нужно рынку труда, рынку труда легче и понятнее говорить на языке трудовых функций и вытекающих отсюда компетенций».
В заключении Е.Н. Соболева констатировала, что «мы видим свою функцию не просто в подготовке кадров для проектных компаний, которые поддерживает РОСНАНО, а в том, чтобы продвинуть по- новому организованные образовательные ресурсы в систему традиционного образования и тем самым помочь нам всем адаптироваться к новым меняющимся условиям».
Свое выступление директор Института развития образования Национального исследовательского университета — «Высшая школа экономики» Ирина Всеволодовна Абанкина «Интерференция и дифракция инноваций в образовании» начала с упоминания о том, что именно статья Е.Ф. Сабурова «О концептуальном проектировании в образовании» побудила ее предпринять попытку ответить на вопрос: чем инновации в образовании отличаются от инноваций в других сферах деятельности, например, в бизнесе?
Развивая эту тему, докладчик заметила, что если в других сферах деятельности инновации создают конкурентное преимущество, то в образовании этого не может быть в принципе. В образовании, в отличие от других сфер, принципиально обязательно институциализировать происходящие инновации через систему нового профессионального сообщества, правовых норм, внедрения и распространения как общедоступного блага для каждого потребителя.
Далее докладчик отметила, что невозможно осуществлять инновации в образовании, минуя преломления, осуществляемые в профессиональном сообществе, и в этом она видит эффект интерференции. По мнению докладчика, именно в профессиональном сообществе эффект взаимовлияния очень велик, так как само профессиональное сообщество на эти инновации очень сильно влияет.
Говоря о массовом сознании самих участников образовательного процесса: родителях, общественности, самих учащихся, докладчик заметила, что «очень часто массовое сознание живет с глазами назад. И вот этот взгляд назад не позволяет продвигать ничего вперед».
Далее докладчик коснулась темы отношения бизнеса к инновациям в образовании, заметив, что бизнесу понять то, что же есть инновации в образовании довольно трудно, так как бизнес ориентирован на результат, а результат инноваций в образовании отложенный во времени и плохо прогнозируемый. Кроме этого, констатировала докладчик, очень сильно деформирует инновации в образовании власть, которую обойти практически невозможно.
Эффект дифракции в инновациях в образовании, по мнению докладчика, состоит в том, что инновации своей дидактики не имеют, и поэтому прогнозируемость их результата очень низкая. Последнее обстоятельство натыкается на очень серьезное сопротивление со стороны родителей и бизнес сообщества.
В заключительном слове директор ФИРО Александр Григорьевич Асмолов заметил, что любая инновация наталкивается на сопротивление массового сознания, поэтому даже самые лучшие наши предложения часто оказываются «дорогой в ад». Поэтому, не пройдя фильтр власти, не пройдя фильтр разного рода сообществ, «ничего не получится».
А.Г. Асмолов констатировал, что мы должны четко различать культурные (социальные ) и инструментальные (технологические) инновации. Подобное выделение двух видов инноваций во многом опирается на теорию динамики культуры известного социального антрополога Бронислава Малиновского. Именно он в своих трудах показывал, что культурные инновации как реакция социальных групп на изменяющуюся реальность способны в буквальном смысле слова породить иной тип культуры и, пройдя проверку временем, трансформироваться в традиции.
Культурные инновации, сказал далее А.Г. Асмолов, обладают, как правило, широким радиусом действия, по своему масштабу затрагивают всю развивающуюся социокультурную систему и, тем самым, нередко наталкиваются на могучий агрессивный отпор со стороны опекающего свою устойчивость общества. Они расцениваются на первых шагах как ересь, покушение на устои, кощунство. Так, например, расценивалась современниками коперниканская система мироздания, пришедшая на смену птолемеевской картине мира.
В отличие от культурных инноваций инструментальные инновации исходно имеют меньший радиус действия, как, например, изобретения колеса, печатного станка или Интернета. Но в дальнейшем может произойти преображение инструментальных инноваций, и они, как в наши дни Интернет, становятся культурными инновациями, приводя к появлению нового имени эпохи, обозначения ХХI века как «сетевого» столетия.
Далее А.Г. Асмолов отметил, что если мы проанализируем феномен на Болотной площади, мы увидим не тех, кто стоял на трибунах, а тех, кто стоял на площади – там стояло поколение, которое докладчик охарактеризовал так: «Они спокойны, они обладают иронией и индивидуальным выражением лица». И это «индивидуальное выражение лица», по мнению А.Г. Асмолова, стало результатом появления вариативного образования — инноваций в образовании, которые произошли в России в 90-х годах прошлого века. И в этом прогноз Сабурова, заключил А.Г. Асмолов, сбывается – произошла культурная инновация, «выросло поколение, которое не боится власти».
9 декабря 2011 г. — Всероссийская конференция «Профессиональные и личностные компетенции специалиста по защите детства»
ФГАУ «ФИРО» приглашает вас принять участие во Всероссийской конференции «Профессиональные и личностные компетенции специалиста по защите детства». Целью конференции является обсуждение вопросов, связанных с экспертной оценкой состояния профессиональной подготовки и профессиональной деятельности специалистов по социальной защиты детства
В конференции примут участие представители: Министерства образования и науки РФ, региональных Институтов развития образования, ведущих Вузов РФ, занимающихся подготовкой специалистов в сфере социальной защиты детства, руководители и специалисты Департаментов по делам семьи, социальной политики и охраны прав детства, окружных управлений образования, семейной и молодежной политики социальной защиты населения и подведомственных им учреждений г. Москвы, представители муниципалитетов, а так же представители некоммерческих организаций, и профильных СМИ.
На конференции планируется более подробно остановиться на следующих ключевых вопросах:
- подготовка и научно-методическое сопровождение деятельности специалистов сферы социальной защиты детства, реализуемые на базе государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования;
- анализ и прогноз потребностей в специалистах в области социальной защиты детства в РФ;
- требования к компетенциям специалистов, в области социальной защиты детства в РФ;
- определение функциональных областей в деятельности различных специалистов, осуществляющих защиту интересов детей в обществе.
- пути совершенствования подготовки профессиональных кадров для современной системы защиты детства;
- cовременные технологии методического и профессионального сопровождения специалистов защиты детства, реализуемые на базе учреждений социальной сферы .
Конференция пройдет по адресу: г. Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1 (м. «Аэропорт»), ауд. 405
Регистрация участников в 9.30.
Начало конференции в 10.00
По вопросам участия в конференции обращаться по e-mail: deti@firo.ru.
Контактные телефоны: 8-905-566-94-73 (Берникова Анна Николаевна), 8-963-968-79-84 (Владимирова Наталья Владленовна).
2 ноября 2011 г. — Итоги II Всероссийского конкурса «Педагогическая культура родителей: воспитываем вместе!»
С 25 октября 2010 г. по 25 сентября 2011 г. на базе Центра социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ «ФИРО» проходил Второй открытый Всероссийский конкурс авторских программ, учебно-методических материалов и виртуальных ресурсов по повышению родительской компетенции на тему: «Педагогическая культура родителей: воспитываем вместе!». В нем приняли участие работники образовательных учреждений всех видов и типов из 78 субъектов Российской Федерации.
Цели Конкурса:
— продвижение инновационных учебно-методических материалов, нацеленных на содействие государственной политике по укреплению института семьи, повышение родительской компетенции, создание единого образовательно-воспитательного пространства для обеспечения полноценного развития детей и подростков, стимулирования родителей к максимально активному участию в жизни ребенка, в его достижениях в процессе образования и творческом саморазвитии;
— создание условий для разработки авторских программ, специализированных курсов, учебных пособий и виртуальных ресурсов по повышению родительской компетенции как важного фактора в решении образовательно-воспитательных задач, преодолении детской безнадзорности, беспризорности и социального сиротства;
В соответствии с Положением Конкурса решением Экспертного Совета были определены победители.
Победители второго открытого всероссийского конкурса авторских программ, учебно-методических материалов и виртуальных ресурсов по повышению родительской компетенции на тему: «Педагогическая культура родителей: воспитываем вместе!»
1. Победители в номинации «Учреждения общего образования»
Номер
Наименование учреждения
Название программы
Авторы
1
МОУ СОШ №28
Владимирская область, г. Муром.
Семейная культура: ценности духовно-нравственного обновления»
Князева Т.В.
2
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №19 г. Йошкар-Олы с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Йошкар-Ола
«Содружество школы и семьи»
Хорошавина Галина Германовна
3
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 59» г. Курск
Программа «Уроки семейного воспитания»
Петришина Татьяна Васильевна,
Путря Людмила Валентиновна,
Чернова Тамара Николаевна,
Ященко Валентина Валентиновна
4
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» города Мегиона.
ХМАО-Югра г. Мегион
«Безопасность и здоровье детей в пространстве сети Интернет» социально-образовательный проект партнёрства школы и родителей обучающихся.
Макаров Михаил Иванович,
Марков Геннадий Витальевич,
Порунова Ирина Владимировна
5
Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 15 муниципального образования Ейский район.
Краснодарский край, Ейский район, п. Широчанка,
Программа по взаимодействию семьи и школы «Воспитываем вместе».
Сызранцева Элла Анатольевна
6
МОУ СОШ №22
Краснодарский край, Ейский район
п. Октябрьский
«Музейное дело» по курсу «Патриотическое воспитание вместе с родителями»
Пикулик Любовь Петровна
7
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» г. Ухта.
«Семья и школа — партнёры в обучении и воспитании ребёнка».
Н.А. Медвецкая
8
Муниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная средняя школа № 13
Краснодарский край, Щербиновский район, п. Щербиновский
«Час читателя»
Программа внеурочной деятельности по предмету литературное чтение
Евтушенко Наталья Васильевна
9
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 города Онеги».
Архангельская область.
г. Онега
Программа взаимодействия с родителями «Семь–я»
Исакова Надежда Анатольевна
10
МОУ Вачская СОШ
Нижегородской области
р.п. Вача
Классный блог «Планета друзей»
Ерофеева Людмила Геннадьевна
11
МОУ «Осиноплесская СОШ»
Программы-проекта «Патриотическое воспитание в семье»
Синюкова Г.П.
12
МОУ Жуковская СОШ №1
Брянская обл., г. Жуковка.
Комплексно-целевая программа «Семья и школа»
Науменко Елена Николаевна
13
МОУ «Товарковская средняя общеобразовательная школа №1» Дзержинского района Калужской области
Организация взаимодействия классного руководителя и родителей
Коряева Галина Евгеньевна
14
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ронгинская средняя общеобразовательная школа» Советского района, Республики Марий Эл.
Программа взаимодействия с родителями учащихся «Семь–я и школа»
Наталья Евгеньевна Васильева
15
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40»
Красноярский край, г. Норильск, район Кайеркан.
«Семья и школа – партнеры в воспитании»
Дементьева Надежда Владимировна
16
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 хутора Беднягина Муниципального Образования Тимашевский район.
Краснодарский край, Тимашевский район, хутор Беднягина
Работа с родителями
Богач Наталья Васильевна
17
МОУ СОШ №181 г. Нижний Новгород.
«Семья+школа=
партнеры»
Руководитель- Ситникова Галина Ивановна,
Байкова Наталья Сергеевна,
Дубова Светлана Владимировна
18
Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №22 г. Белгорода»
г.Белгород.
КПЦ «Семья» в осуществлении взаимодействия школы и семьи в воспитании детей
Шляхова Светлана Анатольевна
19
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 15» Старооскольского городского округа Белгородской области
Программа по организации родительского всеобуча «Профилактика безнадзорности, правонарушений, наркомании и табакокурения»
Москаленко Валентина Николаевна,
Орехова Елена Юрьевна,
Беляева Ирина Викторовна,
Цветкова Ольга Геннадиевна – социальный педагог.
20
Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная) общеобразовательная школа
№ 4 города Волжска Республика Марий Эл.
Школа для родителей: формирование родительской компетенции
Рыбакова Татьяна Владимировна,
Титова Ирина Валентиновна,
Крестьянинова Ольга Вячеславовна
21
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад компенсирующего вида № 477 города Челябинска.
СТД как средство развития педагогической культуры родителей
Полешова Нелли Васильевна,
Копысова Ирина Александровна
22
МОУ СОШ №31 г. Нижневартовск
Семейные ценности
Рудько Галина Григорьевана
23
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска СОШ №168 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. г. Новосибирск.
Семья, ребенок, школа: вместе создаем наше будущее
Иванченко Валерия Анатольевна
24
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20 с углублённым изучением отдельных предметов» города Белгорода
«Мы вместе»
Кондратьева Светлана Ивановна, совместно с Белгородским государственным музеем народной культуры
25
Муниципальное нетиповое образовательное учреждение «Гимназия №1 города Белово».
г. Белово, Кемеровская область
Управление воспитательно-образовательным процессом «Семья и школа»
Нестерюк Н.А
26
Муниципальное образовательное учреждение «Пришненская средняя общеобразовательная школа № 27».
Тульская область, Щекинский район, с. Пришня.
«Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка».
Есипова Елена Николаевна
27
Муниципальное общеобразовательное учреждение СОШ № 12,
г. Шахты Ростовской обл.
«Содружество школы и семьи»
Митькина Кристина Александровна
28
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12,
г. Новороссийск.
Программа работы с родителями «Пять звёзд»
Лукина Екатерина Валерьевна
29
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3,
г. Богородск.
Система воспитательной работы «Организация взаимодействия участников образовательного процесса как залог успешного воспитания обучающихся»
Рябинкина О.Н.
30
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия
г. Навашино.
Программа «Семейный совет»
Боронина Елена Анатольевна,
31
МОУ «Товарковская средняя общеобразовательная школа № 2».
«Счастливая семья – счастливые дети
Китова Людмила Алексеевна,
Сафонова Надежда Александровна
32
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18.
Краснодарский край, Абинский район, посёлок Синегорск.
Программа «Сотрудничество семьи и школы на ступени начального обучения»
Новосёлова Светлана Витальевна
33
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Малокалмашинская СОШ.
Удмуртская Республика, Каракулинский район, д. Малые Калмаши.
«Клуб «Семья» — особая форма сотрудничества семьи и школы»
Сапожникова Любовь Гавриловна
34
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 Кущевского района.
Краснодарский край, Кущевский район, село Раздольное
«Модель взаимодействия семьи и школы»
Ахметова Татьяна Мироновна
35
МОУ СОШ №23 села Воронцовка МО Ейский район Краснодарский край.
Краснодарский край Ейский район с.Воронцовка.
«Повышение уровня компетентности родителей в вопросах семейного воспитания через функционирование семейного клуба «Счастливы вместе»
Ковехова Анна Ивановна
36
МОУ Эртильская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов.
г. Эртиль, Эртильского муниципального района Воронежской области,
«По пути воспитания вместе с родителями».
Киселева Наталия Павловна
37
МОУ Арлагульская средняя общеобразовательная школа Лебяжьевского района Курганской области
Программа «Школа и родители»
Горбачева Галина Анатольевна
38
МОУ г. Кургана «Гимназия №19»
Психолого-педагогическое сопровождение формирования осознанного родительства в условиях общеобразовательной школы.
39
МОУ СОШ № 22 г. Орехово-Зуево Московской области.
«Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста»
Короткова Людмила Дмитриевна
40
МОУ СОШ №22 г. Орехово-Зуево Московской области.
«Духовно-нравственное воспитание средствами авторской дидактической сказки»
Короткова Людмила Дмитриевна
41
Средняя общеобразовательная
Школа с углубленным изучением отдельных предметов №32.
г. Прокопьевск, Кемеровская обл.
«Педагогическое сопровождение учащихся с общим недоразвитием речи».
Бондаренко Надежда Викторовна
42
МНОУ «Гимназии № 1 города Белово
Управление учебно-воспитательным процессом
(Семья и школа)
проект
Нестерюк Надежда Антоновна
43
Муниципальное нетиповое образовательное учреждение
«Гимназия №1 города Белово»
Семья и школа программа работы с родителями
Овчинникова Надежда Николаевна
2. Победители в номинации «Учреждения дополнительного образования»
Номер
Наименование учреждения
Название программы
Авторы
1
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан».
г. Зеленодольск, Республика Татарстан.
«Воспитанник + Родитель + Педагог +МЫ»
Руппель Р.М.,
Руппель О.А.,
Карина Г.К.,
Багавиева Г.Г.,
Нестерова Н.В.,
Биктимирова Ф.М., Никитина М.Д.
2
Государственное образовательное учреждение Центр внешкольной работы «Раменки».
г.Москва
«Разные, но равные»
Саркисян Анаит Оганесовна
3
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы»
г. Муром
Программа семейного клуба «Кенгуру»
Булыгина М.А.,
Лопатина А.В.,
Пучкова Г.Н.
4
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей — Центр детско-юношеского творчества г. Альметьевск, Р.Татарстан
«Эффективный родитель»
Царёва Анна Александровна,
Саматова Валентина Борисовна
5
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы города Норильска».
Красноярский край, город Норильск
«Семейный мир»
Горбачёва Елена Валентиновна
6
Образовательный центр «Разноцветный жираф» (Индивидуальный предприниматель Ларина Е.Н.)
г. Оренбург.
Некоммерческий просветительский проект «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО»
Ларина Елена Николаевна
7
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества им. Чувашского просветителя Ивана Яковлева муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан.
1. Буклет, посвященный Году семьи;
2. Педагогическая азбука;
3. Проект «Родительские встречи»;
4. Понятие культуры, ее сущность и функции. 5. Национальная культура чувашей.
6. Доклад Петровой Л.А.
Петрова Людмила Арсентиевна
8
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников № 3»
г.Воронеж
«Конструирование из бумаги»
Хобот Екатерина Николаевна
9
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительное образование детей
Центр детского творчества «Развитие» п.г.т. Актюбинский
Азнкаевского муниципального района Республики Татарстан
Программа «В мире цвета и тепла»
по повышению родительской компетенции
Насирова Венера Рифхатовна
10
ГОУ ДОД Краевая детско-юношеская спортивная школа
Забайкальский край, г. Чита.
Программа воспитания «Ступени Успеха»
Жемалутдинова Ирина Борисовна
11
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детский эколого-биологический (МОУ ДОД ЦДЭБ) г. Батайска
Ростовская область, г. Батайск.
«Мудрости начало»
Пилипчук Лариса Ивановна
12
МОУ ДОД «Городской Дворец детского (юношеского) творчества им. Н.К.Крупской» г. Новокузнецка Кемеровской области
Программа тренинговых занятий
Санникова Людмила Николаевна,
Бобович Татьяна Альбертовна,
Демушкина Ирина Николаевна.
13
МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» г. Брянска
г. Брянск.
Авторская программа «Семья» детского клуба по месту жительства «Пламя»
Шелухо Н.В., Бессараб И.С.
14
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества
п.г.т. Подосиновец Кировской области.
«Воспитание правильного звукопроизношения»
Маковеева Елена Александровна
15
МОУ Спасская СОШ
Работа педагога-психолога с родителями в школе
Жукова С.Л.
16
МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи города Белово»
Г. Белово Кемеровская обл.
Организация психологического просвещения родителей в условиях учреждения дополнительного образования детей Методическая разработка
Быкова Елизавета Викторовна.
17
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Свердловской области Центр дополнительного образования детей «Дворец молодежи», Центр по организации работы с педагогическими кадрами дополнительного образования.
г. Екатеринбург
Организация сотрудничества с семьей в системе дополнительного образования детей (образовательная программа повышения квалификации специалистов системы дополни тельного образования детей, 96 учебных часов)
Огородникова Наталья Александровна,
Штырц Надежда Анатольевна
18
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района Санкт-Петербурга
Методический комплект организатора университета для старшеклассников. Проект «Открытый университет старшеклассников «Я – семьянин». Информационно-познавательная компьютерная игра «Семейный эрудит»
Коллектив авторов Шумова Марина Вадимовна,
Щербо Ольга Николаевна,
Красюк Ирина Алексеевна,
Соколова Галина Александровна,
Баканова Светлана Владимировна,
Цымбаленко Юлия Александровна.
Под руководством Щекиной О.А.
3. Победители в номинации «Объединения дополнительного образования общеобразовательных учреждений»
Номер
Наименование учреждения
Название программы
Авторы
1
РОО «Духовно-просветительский центр “Кострома”» (НКО).
г. Кострома.
Основы семейной жизни
Свешников Сергей Юрьевич,
Варламова Анна Александровна,
Бурков Дмитрий Анатольевич,
Ершова Валентина Пименовна
2
НОУ ЦО «Православный Центр непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского».
г. Москва.
НОУ ЦО «Православный Центр непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского»
Муковнина Ирина Александровна
4. Победители