Понедельник, 11.08.2025, 15:42
Мой сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Март » 4 » Оценка качества образовательного процесса
01:03
 

Оценка качества образовательного процесса

Оценка качества образовательного процесса

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТА ПО КАЧЕСТВУ –
МОНИТОРИНГ ПРОЦЕССОВ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА
Зинченко Н.Н, Клюшина Л.В., Березина И.С.
г. Архангельск, ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж»

E-mail: amk@atnet.ru

Статья

Одним из главных критериев работы колледжа является постоянное повышение качества образования. Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Мониторинг качества – процесс оценки достигнутого уровня качества и его сравнение с заданным уровнем, осуществление обратной связи с потребителями и всеми заинтересованными сторонами, внесение коррективов в образовательную деятельность и в систему управления качеством с целью её непрерывного совершенствования.
В колледже сформирована система управления качеством образования, действующая на основании «Руководства по качеству образовательной деятельности», принятого в 2006 г. В руководстве отражена действующая в колледже система менеджмента качества; её анализ осуществляется Советом по качеству. Одной из составных частей Совета по качеству со стороны колледжа являются экспертные группы, сформированные по всем специальностям из преподавателей, работающих на отделении «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Лабораторная диагностика», «Фармация», «Стоматология ортопедическая». Их цель – определение качества подготовки специалистов путём планового исследования и анализа полученных данных.
Задачи, решаемые экспертными группами:

  • организация и проведение экспертизы качества знаний и умений студентов АМК;
  • выявление дисциплин, уровень знаний по которым ниже средних показателей по колледжу;
  • выявление и анализ причин низкого уровня знаний и умений студентов, вынесение предложений для их устранения

Состав экспертных групп по специальностям и их руководители утверждаются приказом директора в начале каждого учебного года.
В работе экспертные группы руководствуются принципами:

  • системности контроля на всех этапах обучения;
  • объективности (оценка знаний и умений по единым критериям);
  • интеграции;
  • коллегиальности;
  • открытости (оглашение и мотивация оценок, разбор типичных ошибок со студентами).

Основными направлениями деятельности экспертных групп являются:
1. Экспертиза качества теоретических знаний студентов отделения:

  • подготовка тестовых заданий;
  • проведение тестирования студентов;
  • обработка и анализ полученных результатов.

2. Экспертиза качества практической подготовки студентов отделения.

  • организация и проведение срезов практических умений;
  • анализ полученных результатов.

3. Посещение теоретических и практических занятий с последующим анализом.
4. Контроль за ведением учебной документации:

  • журналами учебных групп;
  • бригадирскими журналами;
  • манипуляционными тетрадями.

5. Вынесение предложений по улучшению оснащения практических занятий.
Руководитель экспертной группы формирует банк данных для проведения срезов знаний и умений студентов, включающий:

  • не менее 2 вариантов тестовых заданий с одним правильным ответом по каждой дисциплине, из расчета одно тестовое задание на 5 часов дисциплины;
  • эталоны ответов,
  • билеты с практическими заданиями;
  • алгоритмы выполнения манипуляций,
  • перечень материального оснащения кабинетов доклинической практики.

Задания должны соответствовать Государственному образовательному стандарту и должны быть утверждены на заседании цикловой методической комиссии. Не реже 1 раза в год цикловые методические комиссии проверяют и корректируют содержание тестов и билетов с практическими заданиями на актуальность и качество.
Экспертные группы планируют свою работу на учебный год, с помощью диспетчера по расписанию составляют график проведения проверок теоретических знаний и практических умений во внеурочное время, назначаются ответственные члены группы.
Студенты своевременно предупреждаются о характере предстоящей проверки и знакомятся с графиком её прохождения. Руководитель экспертной группы консультирует студентов о целях и задачах экспертизы, требованиях, предъявляемых во время её проведения. С целью повышения заинтересованности студентов в результатах экспертизы на выпускных курсах по лучшим результатам проводится отбор участников для профессиональных конкурсов. Результаты тестирования, типичные ошибки доводятся до сведения студентов.
Экспертиза качества теоретических знаний студентов осуществляется путём тестирования для определения остаточного уровня знаний по дисциплинам, изучение которых закончено (после изучения прошло не менее 6 месяцев и не более 1 года).
Количество студентов, участвующих в проверке остаточных знаний по каждой дисциплине специальности, составляет не менее 90% от общего количества студентов группы.
Результаты экспертизы фиксируются на бланке извещения и передаются ведущему преподавателю для анализа допущенных ошибок, выводов и предложений по улучшению качества подготовки студентов.
Результаты экспертизы систематически обсуждаются на заседаниях цикловых методических комиссий, методическом совете, Совете колледжа и служат основанием для внесения корректив в организацию образовательного процесса.
Поскольку одним из критериев качества образовательного процесса является удовлетворённость потребителей – это студенты и работодатели (лечебно–профилактические учреждения), одним из направлений работы Совета по качеству является её оценка.
С этой целью было разработано несколько вариантов анкет. Одним из них является анкета, в которой необходимо оценить качество практической подготовки выпускников (владение манипуляциями в рамках должностной инструкции и квалификационной характеристики) по следующим критериям:

  • студенты выполняют манипуляции уверено в соответствии с алгоритмом (соответствует оценке «отлично);
  • студенты выполняют манипуляции последовательно, но неуверенно (соответствует оценке «хорошо»);
  • студенты выполняют манипуляции частично, неуверенно, могут нарушить последовательность (соответствует оценке «удовлетворительно»);
  • студенты не могут самостоятельно выполнить манипуляцию (соответствует оценке «неудовлетворительно»).

Данные анкеты предлагаются для заполнения руководителям лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), студентам выпускных групп и молодым специалистам (стаж работы в ЛПУ 1-3 года).
Важный раздел деятельности Совета по качеству – изучение степени удовлетворённости студентов качеством образовательного процесса, для этого разработаны и систематически используются анкеты: «Учебно-воспитательный процесс глазами студентов», «Факторы, влияющие на мотивацию студентов к обучению Архангельском медицинском колледже», «Оценка мероприятий в рамках Парада профессий», «Анализ работы столовой, библиотеки, спортивных секций», «Качество преподавания дисциплин по выбору». Полученные результаты обсуждаются на методических советах, методических объединениях, Совете колледжа, педсоветах и учитываются при внесении корректив в образовательный процесс.
Работодатели, помимо участия в анкетировании, оказывают содействие в разработке и усовершенствовании новых специализаций и программ регионального компонента, адекватных современным технологиям. Представители работодателей возглавляют ГАК при проведении Итоговой государственной аттестации по всем специальностям (главные медицинские сёстры, зам. главных врачей, заведующие аптеками и лабораториями), проводят экспертизу всех рабочих программ. При проведении производственной практики по итогам каждого раздела проводится зачёт с участием общего руководителя (главная медсестра) и непосредственных руководителей (старшие медсёстры).
Составляется протокол зачёта, в котором отражаются следующие вопросы:

  • какие манипуляции выполнены студентами полностью;
  • какие манипуляции не удалось выполнить, в чём причина;
  • манипуляции, освоенные студентами недостаточно;
  • положительные и отрицательные отзывы руководителей практики о студентах, их подготовке.

Анализ и интерпретация всех полученных данных проводится на совещаниях с руководителями производственных практик; ежегодных совещаниях главных медицинских сестёр ЛПУ города и области; областных сестринских конференциях, организуемых Ассоциацией медицинских работников Архангельской области.

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дожук И.В.
г. Архангельск, ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж»

E-mail: amk@atnet.ru

Статья

Любая система оценки качества знаний выполняет две функции: контролирующую и организующую по отношению к учебному процессу. При этом обе функции должны гарантировать развитие индивидуальных способностей студента. В наибольшей степени эти задачи позволяет решить рейтинговая система, которая основана на индивидуальном кумулятивном индексе или рейтинге. Рейтинг студента – это сумма баллов, которую он набирает или зарабатывает в течение семестра и учебного года за все виды учебной и внеучебной деятельности.
Целью рейтинговой системы обучения является комплексная оценка знаний и умений студентов в процессе освоения ими программ среднего профессионального образования, повышение качества среднего профессионального образования.
Рейтинговая система принципиально изменяет цели работы педагогического коллектива. Работа педагогов по данной методике требует от них мастерства и постоянного творческого поиска, от студентов рейтинговая система требует систематической и вдумчивой учебы для перехода к следующему этапу образования. Рейтинговая система заведомо повышает значение любой познавательной деятельности студентов, так как от этого зависит оценка конечного результата учебы, поэтому повышается их активность. Данная система позволяет свести к минимуму случайность при сдаче зачетов и экзаменов, так как оцениваются все учебные результаты, накопленные в течение периода обучения. Организация рейтинговой системы оценки знаний возможна по любой учебной дисциплине
В основу рейтинговой системы положены следующие принципы:

  1. Многобалльность.
  2. Гибкость – система должна учитывать специфику преподавания и методику обучения студентов конкретной дисциплине.

  3. Гласность – положение по организации системы, рабочие программы, графики дисциплины, критерии оценки работы должны быть известны студентам с первых дней текущего семестра.

  4. Заинтересованность студентов – поощрения, льготы и т.п. по итоговым рейтингам в виде освобождения студента от итогового собеседования или экзамена.

Рейтинговая система оценки знаний студентов применяется в Архангельском медицинском колледже с 1992 г. Система была разработана на основе методических рекомендаций Самарского медицинского института «Подготовка врачей на основе рейтинговой системы» (г. Самара, 1991).
Положение о рейтинговой системе оценки знаний в колледже с подробными разъяснениями доводится до сведения первокурсников на занятиях по методике учебы в 1 семестре заместителем директора по учебно – воспитательной работе. На первом занятии (или лекции) по каждой учебной дисциплине преподаватели знакомят студентов с рейтинг – планом. Рейтинг – планы имеются на информационных стендах и в учебных аудиториях.
Рейтинговая оценка системы знаний в колледже строится на накопительной (кумулятивной) оценке знаний и умений студентов. В колледже применяются 10 – балльная рейтинговая шкала на занятиях (текущий рейтинг), итоговый рейтинг (экзамен, итоговая оценка) и суммарный рейтинг (сумма текущих баллов за семестр(ы) + экзаменационный рейтинг).
10 – балльная шкала позволяет оценить как уровень знаний, так и качество выполняемых на занятиях практических заданий (то есть уровень умений). Исключение составляют занятия, где присутствует вся учебная группа (основы философии, основы экономики, физическая культура). Шкала оценок или рейтинг – план по каждой учебной дисциплине разрабатывается цикловыми методическими комиссиями.
Контроль знаний и умений студентов проводится на каждом занятии с фиксацией результатов в журнале учебной группы и в бригадирском журнале. На одном занятии используется только один вид контроля (ЗБ – зачетные баллы, КУЗ – контроль усвоения знаний, СК – семинарский контроль или ПК – промежуточный контроль).
Во время проведения различных разделов семинарско – практических занятий (теоретическая часть, практическая часть) применяется 6 – бальная система оценки знаний и умений студентов:


Баллы для оценки знаний и умений

Характеристика оценки

0 баллов

Отрицательные баллы

Отсутствие на занятии, отказ отвечать или тестировать знания

1 балл

Студент владеет 20 - 29% контролируемого материала

2 балла

Студент владеет 30 - 49% контролируемого материала

3 балла

Положительные баллы

Студент владеет 50 - 69% контролируемого материала

4 балла

Студент владеет 70 - 89% контролируемого материала

5 баллов

Студент владеет 90% контролируемого материала и более

Контроль усвоения знаний (КУЗ) осуществляется на занятиях в виде устного опроса, письменной работы, программированного контроля, тестирования, отчета по практической работе, курации больного, решения ситуационных задач. При этом максимальное количество плановых (обязательных) баллов, которое может выставить преподаватель, составляет 5 (КУЗ = 5 баллов). На семинарско – практических занятиях, где проводится контроль усвоения и теоретических знаний, и практических навыков максимальное количество обязательных баллов, набранное студентом, составляет 10.
На лекциях и занятиях, где контроль знаний не предусмотрен (вводное, обзорное, экскурсия), все присутствующие студенты получают зачетные баллы (ЗБ) – 1 ЗБ за 1 академический час с фиксацией результатов в журнале учебной группы.
После изучения учебной темы проводится занятие с семинарским контролем (СК) или контрольная работа. Максимальное количество баллов на занятии с СК 25.
Положительную познавательную мотивацию у студентов создают такие виды поощрения студентов, как премиальные (поощрительные) баллы на занятии, а также возможность получить семестровую или годовую оценку без сдачи экзамена или дифференцированного зачета. Последнее возможно при условии, что рейтинг студента по учебной дисциплине составил 95% и более от максимального; кроме того, студент должен иметь полные конспекты всех проведенных лекций.
Для проведения занятий по рейтинговой технологии преподаватели создают банк контрольно – обучающих заданий (тестовые задания, проблемно – ситуационные задачи и т. д.) по всем темам учебной дисциплины различного уровня сложности, разрабатывают рейтинг – план учебной дисциплины, включающий систему поощрительных баллов; а также внедряют новые методы обучения, которые позволяют стимулировать познавательную деятельность студентов. Таким образом, творчески работают и преподаватели, и студенты.
Использование в колледже рейтинговой системы позволяет и студентам, и преподавателям с наименьшим количеством проблем добиваться поставленных целей:

  1. Стимулирование учебной активности студентов.
  2. Максимальная активизация творческой работы преподавателей и студентов.

  3. Совершенствование и развитие у студентов навыков самостоятельной работы.

  4. Более полная реализация индивидуальных способностей студентов.
  5. Повышение объективности оценки знаний и умений студентов.

Достижение этих целей ведет к повышению уровня организации учебного процесса в колледже и, в конечном итоге, повышению качества обучения.

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

С.В. БУЛДА

Алтайский край, г. Славгород
КГОУ СПО «Славгородский аграрный техникум»

E-mail: agrar@ab.ru

Статья

В настоящее время идет перестройка всей системы управления, связанная с пониманием того, что среднее специальное учебное заведение – это еще и бизнес структура, которая должна быть эффективной.
Для формирования эффективной системы управления в учреждениях среднего профессионального образования требуются новые подходы. Идет процесс формирования новых структурных подразделений, таких как службы управления, качеством образования, маркетинговые отделы и отделы социально-психологических исследований.
В сентябре 2005 года в КГОУ СПО «Славгородский аграрный техникум» на базе МЦК экономических дисциплин было организовано маркетинговое бюро. Основная его задача: исследование удовлетворенности деятельностью техникума различных категорий потребителей образовательных услуг.
В целом изучение удовлетворенности деятельностью техникума потребителей образовательных услуг ведется по следующим направлениям:
1. Исследования мнений студентов – основных потребителей образовательных услуг, которые также являются основными участниками процесса образовательной деятельности. Целью исследования является определение степени их удовлетворенности качеством предоставляемой услуги.
2. Исследования мнений преподавателей сюда входят опросы, которые проводятся самими преподавателями для самоанализа своей педагогической деятельности
3. Исследование мнений работодателей помогает выявить и определить требования рынка труда и корректировать образовательный процесс с учетом требований внешней среды
4. Исследование мнений абитуриентов позволяет выявить ожидания будущих студентов.
5. исследование мнений учащихся школ позволяет выявить предварительное количество абитуриентов и уровень информированности учащихся о техникуме
За время существования членами бюро были проведены исследования по различным темам: «Определение потенциальных абитуриентов Славгородского аграрного техникума», «Определение степени удовлетворенности потребителей качеством услуг столовой Славгородского аграрного техникума», «Определение количества желающих пройти курсы повышения квалификации для жителей сельской местности, ведущих личное подсобное хозяйство», «Изучение спроса на получение высшего образования по специальностям «Агрономия», «Зоотехния», «Землеустройство»», «Диагностика готовности студентов коммерческого отделения к преддипломной практике», «Оценка качества образовательной услуги по мнению выпускников», «Выявление степени удовлетворенности студентов учебной дисциплиной», «Техникум глазами работодателей», «Изучение мнения абитуриентов о деятельности техникума». Эти исследования дают подробную информацию о степени удовлетворенности деятельностью техникума различных категорий потребителей образовательных услуг: работодателей (руководителей, главных специалистов сельскохозяйственных предприятий Алтайского края), молодых специалистов АПК края, студентов на всех этапах обучения. По результатам проведенных исследований разрабатываются рекомендации и принимаются решения. Например, из результатов анкетирования учащихся школ мы узнали, что 44% опрашиваемых до выставки «Мир профессий» не владели информацией о техникуме, администрацией техникума было принято решение привлекать студентов к профориентационной работе, использовать различные рекламные средства.
Таким образом, описанная система исследований направлена в первую очередь на оценку субъективных ценностей, мотивов потребителей, с одной стороны, и внешней деятельности техникума, с другой стороны.
Однако для получения более полной и объективной картины эффективности и качества системы управления в техникуме необходим мониторинг текущих функциональных процессов, происходящих у обучаемых.
Особенно показательным в этом направлении является мониторинг профессиональной адаптации студентов специальности «Коммерция» при прохождении производственной практики на предприятиях, который проводится уже в течение четырех лет. Исследование проходит в 2 этапа до прохождения практики и после. На 1 этапе определяется степень готовности студентов к преддипломной практике, на втором этапе диагностирования проводится анализ профессионального опыта студентов, успехов и проблем при прохождении практики.
Среди результатов исследований важно отметить, что нет студентов, которые не готовы к самостоятельной работе на практике. Причем в течение трех лет наблюдается увеличение этого показателя: в 2006 – 2007 учебном году 31% ответили, что готовы, а в 2008 – 2009 уч. году 61%.
Определяя факторы, способствующие качественной подготовки к преддипломной практике, мы видим значительные изменения по годам. В прошлом году 54% студентов считали, что это высокий уровень теоретического обучения и 38% что это связь с производством в процессе обучения. В этом году 56% считают, что это освоение рабочей профессии. Результаты повторной диагностики показали, что после прохождения практики более чем у 80% студентов сформировалась ответственность за качество своей работы, появилось желание и умение работать в обществе, улучшились организаторские качества.
Из результатов опроса мы узнали, что наблюдается положительная тенденция по степени удовлетворенности от прохождения практики. Этот показатель увеличился за 3 года с 31 до 76%. Так же радует то, что в этом учебном году нет студентов, которые не получили морального удовлетворения после прохождения практики. Но вместе с тем, меньше стало студентов, почувствовавших уверенность в своих силах. Ежегодно от 14 до 19% студентов испытывают трудности в сборе документов, что в дальнейшем влияет на качество курсовых работ и дневников отчетов.
Ситуация с возможностью трудоустройства по полученной специальности заметно ухудшилась. В этом году увеличилось количество студентов, не решивших вопрос с трудоустройством, и только 1 студенту предложили работу по месту прохождения практики. Возможно эта ситуация связана с экономическим кризисом.
Показательно то, что после прохождения практики у 52% усилился авторитет выбранной специальности, и нет студентов, которые избрали бы другую специальность, если бы снова поступали в техникум.
Таким образом, практическая ценность всего потенциала исследований, проведенных маркетинговым бюро, заключается в применении полученной информации о качестве и особенностях конкретного образовательного учреждения для оптимизации и совершенствования как учебно-воспитательного процесса в техникуме, так и системы управления качеством образования в данном учебном заведении.

МОНИТОРИНГ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

ХАРЛАМОВА С.Г.

г.Москва, Педагогический колледж №16

e-mail: qwitty@yandex.ru

Статья

Рассматривая городскую целевую программу развития образования «Столичное образование – 5» на 2009-2011 годы одним из важных направлений реализации программных мероприятий по решению стратегических задач развития является создание общероссийской системы оценки качества образования. Основная ее цель определяется как повышение качества образования, степени его практической направленности как условия адаптации выпускников системы образования к жизни в обществе, гарантии их жизненного успеха.
По Закону РФ «Об образовании» образовательные учреждения обязаны обеспечить оптимальное функционирование образовательного процесса и качественное достижение результатов образования, соответствующих образовательному стандарту.
Однако, при обсуждении проблемы оценки качества образования необходимо учитывать разницу между оценкой знаний обучающегося и оценкой деятельности образовательного учреждения. Несмотря на то, что критерии и способы оценки качества этих двух систем тесно связаны между собой, они имеют и очень существенные различия. Качество образования не тождественно качеству обученности. Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса. Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса и образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Для этого любое образовательное учреждение стремится обеспечить необходимый уровень учебной мотивации, уровень здоровья и уровень развития обучающихся. Как это сделать? Где взять необходимые сведения? Как объективно получать информацию о состоянии дел в образовательном процессе? Как влиять на успеваемость, мотивацию и качество обучения наших учащихся?
Если необходимо оценить уровень освоения определенной дисциплины, можно провести разовый срез знаний среди студентов, изучающих эту дисциплину и оценить ее по единым контрольным измерительным единицам. А если необходимо понять, насколько эффективна работа образовательного учреждения, нужно посмотреть уровень знаний в этом учреждении за несколько лет, при этом учитывать, какой контингент учащихся приходит в образовательное учреждение, условия, в которых оно работает, ее кадровый потенциал и материально-техническое обеспечение.
При оценке качества образования следует выделить следующее:
- Оценка качества не сводится только к тестированию знаний учащихся (хотя и остается одним из показателей качества образования).
- Оценка качества образования осуществляется комплексно, рассматривая образовательное учреждение во всех направлениях его деятельности.
Управление качеством решается в первую очередь путем использования мониторинга качества.
Мониторинг - это постоянное организованное наблюдение за каким-либо процессом с целью сопоставления наличного состояния (точнее, постоянно сменяющих друг друга состояний) с ожидаемыми результатами, постоянное отслеживание хода каких-либо процессов по четко определенным показателям.
Мониторинг, проводимый в образовательном учреждении (педагогический мониторинг) может включать в себя группы, которые отслеживают:
• сформированность учебных умений и навыков;
• успеваемость и качество обучения по отдельным предметам;
• удовлетворение образовательных потребностей;
• состояние здоровья, здоровьесберегающий потенциал;
Педагогический мониторинг обеспечивает педагога и администрацию качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия необходимых решений, определяет насколько рациональны педагогические средства и методы, реализуемые в педагогическом процессе, а также позволяет проанализировать причины несоответствия заявленным результатам и поиск устранения выявленных проблем.
Однако, вся система отслеживания качества образования возможна лишь как постоянный процесс, который проходит циклично и систематично, т.е. условиями педагогического мониторинга являются: системность, продолжительность по времени; сравнимость результатов; объективность результатов; комфортность всех объектов мониторинга.
Для этого модель мониторинга разбивается на три этапа:
1-й этап. Подготовительный - осуществляется постановка цели, определение задач;
2-й этап. Практический - осуществляется сбор и обработка информации
3-й этап. Аналитический - осуществляется систематизация полученной информации, анализ полученных данных, делаются выводы и разрабатываются рекомендации и предложения для дальнейшей работы;
Объектами модели педагогического мониторинга являются все участники образовательного процесса: администрация, кураторы, педагоги, студенты.
• для педагога-предметника определяется степень сложности предмета для усвоения учащимися, что позволяет сделать вывод об эффективности и результативности используемых для преподавания педагогом методик;
• для куратора определяется уровень учебной мотивации группы и зоны учебной проблематики;
• для администрации определяется общая успеваемость по образовательному учреждению в течение исследуемого периода; определяется перспективное планирование мероприятий по повышению качества обучения и своевременной профилактики неуспеваемости.
Мониторинг качества образования осуществляться непосредственно в образовательном учреждении, он позволяет проводить непрерывный контроль знаний обучающихся. В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы: — достигается ли цель образовательного процесса; — существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований и предпосылки для совершенствования работы преподавателя; — соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям обучающегося.
Эта задача решается путем проведения входного, промежуточного и итогового срезов и анализа их результатов.
Входной срез проводится в начале учебного года. Его цель — определение уровня знаний учащихся в начале цикла обучения, разработка схемы действий для преодоления затруднений в обучении.
Анализ результатов входного среза дает возможность преподавателю: — выбрать адекватную методику обучения; — сформировать мотивацию учащихся; — назначить дополнительные занятия для неуспевающих учащихся; — провести коррекцию учебного тематического планирования.
Цели проведения промежуточного среза: оценка успешности продвижения учащихся в предметной области; подведение промежуточных итогов обучения.
Задачи промежуточного среза: оценка преподавателем успешности выбора методики обучения; корректировка учебного процесса, выбранных подходов и методов обучения.
Цель проведения итогового среза — подведение итогов завершающегося года обучения.
Задачи, решаемые при проведении итогового среза: анализ результатов обучения; оценка успешности освоения учащимися предмета; оценка и заключение об успешности выполнения учащимися учебной программы.
Согласно разработанной методике результаты срезовых работ анализируются следующим образом: для оценки динамики процесса обучения — от начального диагностирования к текущему и далее к итоговому — сравниваются данные по каждой группе по этим контрольным точкам в пределах установленного оценочного диапазона.
Для этого мы пользуемся бланками анализа срезов, контрольных работ, заполняем сводную таблицу успеваемости. По каждому предмету высчитывается процент качества и процент успеваемости, кроме этого ведется статистика неудовлетворительных оценок в процентном соотношении. Высчитывается общий процент качества и успеваемости для каждой группы.
Мониторинг качества образования выступает в роли механизма, благодаря которому все обучающиеся имеют не только обязательный уровень знаний, умений и навыков в соответствии с ГОС, но и оптимальный (индивидуальный) для каждого уровень образования, выражающийся в его (образовании) качестве.
Педагогический мониторинг играет важную роль в эффективности управления учебным заведением, создает необходимое информационное обеспечение образовательного процесса. Это новое, современное средство контроля с целью диагностики, которое позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс. Все участники, непосредственно вовлеченные в реальный образовательный процесс, - студенты, преподаватели, администрация - помимо представлений о качестве имеют и свои определенные интересы и мнения о том, что нужно менять не только в своей работе, но и других участников.

Приложение 1

ОТЧЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ___________________________________
ПО ИТОГАМ ______СЕМЕСТРА___20__-20___учебного года

  1. Выполнение учебного плана по данной дисциплине (педагогической нагрузке)

Наименование предмета

Группа

План

Факт

Не выполнено

Причины

  1. Анализ знаний студентов

Наименование предмета

Группа

Количество студентов

Студенты, имеющие задолженности (ФИО)

% общей успеваемости

% качества

  1. Результаты и анализ контрольно-срезовых работ:

1) Дата проведения контрольных работ
2) Группа
3) Тема
4) Цель проведения работы
5) Текстовый анализ

6) Таблица


Группа
Курс

Число студентов по списку

Число тестируемых студентов

Вариант работы

Число тестируемых по варианту

Количество оценок

Уровень обученности
%

Уровень успешности %

«5»

«4»

«3»

«2»

Уровень обученности – без «2»
Уровень успешности – без «2» и «3»

  1. Работа в кабинете по плану развития кабинета по следующим направлениям:
  1. Методическая работа в кабинете (Создание учебно-методического комплекса по предмету)
  2. Организационная работа (Техническое оснащение, оборудование кабинета)
  3. Профориентационная работа:

- работа на образовательных рекламных выставках
- распространение информационных материалов о колледже в образовательных учреждениях (с предоставлением документа)
- выступление на Дне открытых дверей и т.д.
6. Прохождение курсов повышения квалификации:

1) Тема
2) Количество часов
3) Период прохождения курсов (с ____________по_____________)

Приложение 2
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТА
ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Проведенной в группе ____ по предмету____________________

Количество учащихся в группе _____Дата проведения ________

Писало работу _____студентов

Количество вариантов _____, заданий _____

Цель работы: __________________________________________________
_________________________________________________________________
Получили оценки:

«5»

«4»

«3»

«2»

Уровень успешности %

Уровень обученности%

Типичные затруднения: ___________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Общие выводы: ___________________________________________________
__________________________________________________________________
Планируемая работа по ликвидации пробелов: _______________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Примечание: ______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Подпись преподавателя ______________
«___»____________20___г

ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Горяйнова Е.Б.

г. Астрахань

ФГОУ СПО « Астраханский автомобильно-дорожный колледж»

Е-mail:aadk@astranet.ru

Статья

В условиях современных рыночных отношений, когда требования к выпускникам, ежегодно пополняющим рынок труда, чрезвычайно возросли, основная задача преподавателей – готовить грамотных и образованных специалистов. Каждый конкурентоспособный специалист должен быть уверенным пользователем персонального компьютера и владеть иностранным языком. В этой связи существенно возрастает роль иностранного языка в системе среднего профессионального образования.
ФГОУ СПО « Астраханский автомобильно-дорожный колледж» готовит специалистов среднего звена для дорожной отрасли. Начиная со второго курса, студенты колледжа любой специальности (дорожные механики, дорожные строители, автомеханики, экономисты) изучают профессиональную лексику и работают с текстами по специальности. В век повсеместной компьютеризации и инновационных технологий мы очень часто сталкиваемся с проблемой, когда студенты стараются выполнить перевод только с помощью компьютера, не применяя своих мыслительных способностей.
Перед современным преподавателем иностранного языка встает очень сложная проблема – как повысить интерес к изучаемому предмету, научить студентов самостоятельно мыслить и творчески подходить к выполнению любых заданий, а также выявить причины низкой мотивации студентов к обучению.
Существуют различные способы решения этой проблемы.
Во-первых, мы должны варьировать виды деятельности и методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый или исследовательский.
Используя частично-поисковый метод, преподаватель организует не сообщение и изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств. Студенты под руководством преподавателя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.
Исследовательский метод интересен тем, что студенты с помощью преподавателя формулируют проблему и добывают знания самостоятельно, в процессе разрешения (исследования) данной проблемы, путем сравнения вариантов получаемых ответов. Преподаватель только управляет процессом решения проблемных задач, при этом сам процесс обучения сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний, что особенно важно для оптимизации процесса обучения иностранному языку, так как оптимизация и есть постоянно текущий инновационный процесс с все более высокими задачами и совершенными технологиями их разрешения, процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных.
Во-вторых, мы должны принимать во внимание возраст и уровень студентов, так как языковая подготовка после общеобразовательной школы у всех разная.
В-третьих, мы не должны забывать о способностях студентов, так как еще один из представителей педагогической науки Джон Локк писал: «Тот, кто имеет дело с детьми, должен основательно изучить их натуры и способности, следить за тем, в какую сторону они легко уклоняются и что к ним подходит, каковы их природные задатки, как можно их усовершенствовать и на что они могут пригодиться».
На мой взгляд, существенным дополнением к повышению мотивации в изучении иностранного языка является внеаудиторная работа со студентами (extra- curriculum activity)., благодаря которой мы можем развивать коммуникативные навыки в слушании, говорении, чтении и письме.
Весь процесс обучения иностранному языку должен быть направлен на развитие коммуникативно–речевой компетенции.
Внеаудиторная работа вместе с обязательным курсом создают условия для осуществления практических, образовательных и творческих задач обучения. Она расширяет сферу применения полученных умений и навыков.
Если внеаудиторная работа сопровождает весь курс обучения иностранному языку, она помогает сохранить и повысить интерес студентов к приобретению новых знаний.
Мы работаем со студентами среднего уровня, для этого уровня целесообразно использовать различные виды внеаудиторной деятельности – конференции, фестивали, конкурсы, игры, викторины, праздники и т.д.
Эти внеаудиторные мероприятия помогают создать праздничную или серьезную атмосферу, в зависимости от темы. Более того, такой тип деятельности дает студентам возможность преодолеть такие трудности в общении, как боязнь говорить, боязнь того, что вас неправильно поймут.
Благодаря внеаудиторным мероприятиям студенты имеют возможность расширять свой кругозор путем поиска новой информации через Интернет, в средствах массовой информации, в библиотеках и т.д.
Кроме того, проводя фестивали, конкурсы или праздники, мы используем мультимедийные средства обучения, которые очень эффективны для лучшего усвоения новых знаний. Такой вид деятельности также способствует установлению взаимопонимания между взрослыми и подростками.
Таким образом, все это вместе взятое помогает осуществить поставленные образовательные цели и задачи и формировать позитивное отношение студентов к процессу обучения в целом.
Основное различие между внеаудиторной работой и учебным процессом состоит в следующем:
1) добровольное участие студентов в различных внеаудиторных мероприятиях;
2) студенты выбирают виды внеаудиторных мероприятий в соответствии с их интересами и желанием получать новые знания;
3) нет строгого ограничения во времени, месте проведения и формах проведения мероприятия;
4) отсутствие оценок и строгих правил делает внеаудиторные мероприятия более выигрышными по сравнению с учебными занятиями;
5) контроль осуществляется через концерты, конкурсы, фестивали, игры, вечера, викторины и т.д.
6) они позволяют студентам быть более независимыми, инициативными и творческими в их презентации
7) преподаватель не лидер, а помощник в организации такого вида работы.
Многие методисты (Г.В.Рогова, Л.М.Федорова, Т.И.Рязанцева) также считают, что внеаудиторная работа открывает широкие возможности для формирования мировоззрения студентов и дает новые возможности для их самообразования.
Особая роль, с этой точки зрения, отводится вечерам, посвященным выдающимся общественным деятелям и прогрессивным ученым.
Очень важно, что эта работа помогает должным образом организовать досуг студентов и повернуть их интеллектуальные способности и эмоциональную энергию в нужное русло.
Главная идея внеаудиторной работы в том, что она проводится самими студентами и для студентов, их желания и интересы являются главными при выборе ее темы и содержания. Сама подготовка мероприятия является важной стадией, так как она способствует пробуждению интереса, а общение студентов с преподавателем и друг с другом имеет познавательное значение, расширяет эстетическое восприятие и прививает вкус.
Я считаю, что проведение внеаудиторных мероприятий также дает огромную возможность преподавателям продемонстрировать свою образовательную деятельность, творчество и способность организовать студентов. Содержание внеаудиторной работы очень важный аспект, так как студенты имеют возможность больше узнать о традициях и обычаях страны изучаемого языка, которые отражаются в народных песнях, танцах, стихах и играх.
Время диктует нам новые формы работы со студентами и от того, насколько качественно она проводится, зависит авторитет предмета и престиж изучения иностранного языка.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Кузеванова Л.В.
Омск, ФГОУ СПО «Омский колледж отраслевых технологий строительства и транспорта»
ogkotsit@ mail.ru

Статья

На современном этапе развития общества новым объектом управле­ния становится качество образовательных услуг. Сложность и многогранность проблемы качества образовательных услуг требуют принципиально нового подхода к ее решению.
Наличие системы менеджмента качества в колледже является удобной формой контроля, который делегируется на более низкие уровни управления. Система менеджмента по критерию качества является составной частью системы управления колледжа.
Наша главная задача состоит в постоянном повышении качества.
Проблема качества рассматривается нами как совокупность трех составляющих взаимодействующих фаз: качество надо планировать (процессы и результат); контролировать (мониторинг, измерение, самооценка); постоянно улучшать (корректирующие и предупреждающие действия).
В рамках указанной схемы начинать надо с планирования, т.е. с определения целей образовательного процесса. Цели деятельности для каждого руководителя структурного подразделения разработаны свои, которые находят отражение в Политики в области качества, разработанной в колледже. Так для учебного процесса была определена цель: «Подготовка квалифицированного специалиста или рабочего, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному росту, социальной профессиональной мобильности».
На уровне конкретных действий, качество можно определить как совокупность показателей, от соотнесения с которыми зависит вся деятельность колледжа. Мы должны постоянно отвечать на вопросы: чего мы хотим достичь (качество результата)? Что мы должны для этого делать (качество процесса)? Какие средства нужны для этого (структурное качество)?
К ключевым факторам, определяющим качество подготовки специалистов мы относим следующие:

  1. качество содержания образования (качество государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования, государственных стандартов общего образования, качество образовательных целей, качество образовательных программ, качество образовательных технологий);

  2. качество кадрового преподавательского потенциала;
  3. качество организации образовательного процесса студентов;
  4. качество информационно-методического обеспечения процесса профессиональной подготовки;

  5. качество материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Основными направлениями деятельности педагогического коллектива в области обеспечения качества профессионального образования будущих специалистов являются:
1. Подготовки специалистов с учетом ориентации на рынок труда и специфику региона. Одним из основных этапов - это процесс «Маркетинговая деятельность и анализ требований потребителя». Основными задачами этого этапа являются: изучение рынка образовательных услуг; поиск и формирование своего потребителя; изучение и прогнозирование потребностей в подготовке специальностей соответствующих профилей; изучение степени удовлетворения образовательными услугами
2. Проектирование процесса обучения. От его качества во многом зависит качество результатов. Проектирование процесса обучения подразумевает: проектирование и разработка рабочих учебных планов и рабочих программ; формирование кадрового потенциала; материально-техническое обеспечение учебного процесса.
3. Внедрение в образовательный процесс современных подходов к обучению и воспитанию студентов;
В этом вопросе можно выделить несколько узловых моментов.
Первое, процесс деятельности преподавателя строится в зависимости от уровня подготовки студентов. Качество подготовки которых можно отследить это по аттестату (или диплому о предшествующем уровне образования), вступительных испытаниях и результатов входного контроля.
Второе, внутренняя система управления качеством образования в колледже имеет системный характер и основывается на процессном подходе.
Это проявляется не только на административном уровне, но и каждый преподаватель колледжа, реализующий образовательный процесс с позиции процессного подхода, выступает как в роли «поставщика», так и в роли «потребителя». Данное обстоятельство требует от него широкое использование в учебной деятельности межпредметных связей. Качество образовательного процесса и деятельности преподавателей находится во внимании учебной части отделений, предметных цикловых комиссий.
Третье, мониторинг (измерение, анализ и улучшение). Цель мониторинга и последующей оценки – получение объективной информации о степени соответствия получаемой квалификации и приобретенных знаний студентами и принятию мер по повышению уровня качества обучения. Это находит отражение в том, что образовательный процесс в колледже выстраивается через систему предупреждающих и корректирующий мероприятий.
Четвертое, в настоящее время ведущими факторами, определяющими состояние и возможности качества подготовки специалистов, являются уровень совершенствования материально-технической базы.
Пятое, качество обученности выпускника зависит и от его профессиональной подготовки.
4. Контроль, анализ и корректировка образовательного процесса. Основные цели - обеспечение, управление и совершенствование образовательного процесса. Оценка качества носит комплексный, системный характер и охватывать такие объекты управления качеством, как обучаемые, образовательный процесс и само образовательное учреждение.
При планировании и проектировании учебного процесса должны вноситься все изменения, которые выявленные в результате мониторинга и анализа образовательного процесса. Для измерения процессов необходимо иметь объективные критерии результативности, которые нами были разработаны в Карте процесса.
Для этого мы развиваем систему образовательного мониторинга, которая основываясь на записях о качестве и анализе удовлетворенности внутренних и внешних потребителей, на накопленных данных и обработке значительных объемов информации вырабатывает предложения для повышения качества образовательного процесс.
Использование системы образовательного мониторинга и проведение экспертного оценивания позволяет выявить недостатки и слабые стороны образовательного процесса и принять соответствующее корректирующие действии, направленные на повышение качества образования. Комплексный анализ позволит нам наметить области улучшений - таким образом достичь поставленной цели по повышению качества образования.
Изучение и анализ контролирующей функции подразделяется на контроль обучаемых и контроль самой системы менеджмента качества подготовки специалистов. Контроль обучаемых ведется в параметрах входного, текущего, тематического, рубежного контроля. Студенты, полностью выполнившие учебный план, допускаются к итоговой аттестации, где устанавливается уровень их подготовки по данной специальности. Главной целью контроля самой системы менеджмента качества подготовки специалистов выявления слабых сторон всего образовательного процесса и определение позитивных аспектов повышения качества.
На наш взгляд, обозначенные направления в полной мере обеспечат выполнение заказа основных потребителей, а именно: личности, получающей профессиональное образование, государства и социума, для которых готовятся квалифицированные кадры.

ОЦЕНКА СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА – ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Гурбо Н.М., Крячко Е.А.
г.Омск, ФГОУ СПО «Омский колледж торговли, экономики и сервиса»,
ogktes@mail.ru

Статья

Современный этап развития образования отражает высокую степень актуальности проблемы управления и оценки качества образовательных систем.
Приоритет качества – ведущее направление деятельности нашего колледжа по предоставлению образовательных услуг на длительную перспективу. В соответствии с Политикой колледжа в области качества мы должны обеспечить потребителям уверенность в устойчиво высоком качестве предоставляемых образовательных услуг.
Потребителями наших услуг являются предприятия региона, города, предприниматели.
Результаты маркетинговых исследований по определению удовлетворенности заказчика, а именно требований потребителей и других заинтересованных сторон легли в основу разработки стратегии развития колледжа.
Совершенствуя систему менеджмента качества колледжа, которая внедрена и сертифицирована на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001-2000) в 2007 году, мы руководствуемся тезисом о том, что управление качеством предполагает обеспечение синтеза конструкционного и функционального качества образования.
В центре образовательного процесса стоит потребитель знаний – обучающийся. Реализуя принцип – ориентация на потребителя, колледж создает необходимые условия для становления личности студента, будущего специалиста: формирует курсы дисциплин по выбору, факультативные курсы, организует предметные олимпиады, смотры знаний. Для студентов в колледже организован Центр творчества, Центр информационной и социальной поддержки студентов, редакционно-издательский отдел. Систематический мониторинг процессов, направленных на удовлетворение потребителей образовательной услуги, способствует постоянному их соверше

Просмотров: 19839 | Добавил: hourch | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Март 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025 Конструктор сайтовuCoz